Постановка звуков – это процесс во время которого ребенок, при активном участии логопеда и родителей, учится правильно произносить звуки русской речи.
Постановка звуков состоит из четырёх этапов: подготовительного, этапа постановки изолированного звука, этапа автоматизации и этапа дифференциации.
1. Подготовительный этап. Ребёнок занимается пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, учится правильно дуть, воспринимать и различать на слух звуки родной речи. Чем лучше подготовлен артикуляционный аппарат на этом этапе, тем легче ребёнку будет учиться правильно произносить новые для него звуки.
2. Этап постановки изолированного звука. Логопед учит ребёнка правильно произносить отдельные звуки, например, С, Ш, Р. На этом этапе важно внимательно выполнять рекомендации логопеда и не торопиться, поощряя или заставляя ребёнка произносить новые и трудные для него звуки в словах и предложениях, когда он ещё не научился произносить эти звуки изолированно.
3. Этап автоматизации звука. Ребёнок учится произносить трудные для него звуки сначала в слогах и словах, затем в чистоговорках и стихах, и, наконец, в предложениях и спонтанной речи. Как правило, процесс автоматизации самый долгий.
4. Этап дифференциации звука. Ребёнок учится правильно употреблять в спонтанной речи схожие по звучанию звуки, например, Б и П, Д и Т. Дифференциация звуков обычно проходит параллельно с этапом автоматизации и требуется далеко не всем детям.