Подробнее о нарушениях

Постановка звуков – это процесс во время которого ребенок, при активном участии логопеда и родителей, учится правильно произносить звуки русской речи.
Постановка звуков состоит из четырёх этапов: подготовительного, этапа постановки изолированного звука, этапа автоматизации и этапа дифференциации.
1. Подготовительный этап. Ребёнок занимается пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, учится правильно дуть, воспринимать и различать на слух звуки родной речи. Чем лучше подготовлен артикуляционный аппарат на этом этапе, тем легче ребёнку будет учиться правильно произносить новые для него звуки.
2. Этап постановки изолированного звука. Логопед учит ребёнка правильно произносить отдельные звуки, например, С, Ш, Р. На этом этапе важно внимательно выполнять рекомендации логопеда и не торопиться, поощряя или заставляя ребёнка произносить новые и трудные для него звуки в словах и предложениях, когда он ещё не научился произносить эти звуки изолированно.
3. Этап автоматизации звука. Ребёнок учится произносить трудные для него звуки сначала в слогах и словах, затем в чистоговорках и стихах, и, наконец, в предложениях и спонтанной речи. Как правило, процесс автоматизации самый долгий.
4. Этап дифференциации звука. Ребёнок учится правильно употреблять в спонтанной речи схожие по звучанию звуки, например, Б и П, Д и Т. Дифференциация звуков обычно проходит параллельно с этапом автоматизации и требуется далеко не всем детям.


Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложное речевое нарушение у детей, при котором страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. При нормальном слухе и сохранном интеллекте речь бывает несвязной.
Признаки ОНР у детей:
· позднее начало речи (первые слова появляются в 3–4, а иногда и в 5 лет);
· экспрессивная речь отстаёт от импрессивной (ребёнок понимает обращённую к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
· дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
· нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
· речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Причины ОНР:
· инфекции или интоксикации матери во время беременности;
· несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;
· поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием);
· послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.
Выделяют четыре уровня общего недоразвития речи в зависимости от степени нарушения:
1. Первый уровень. Общеупотребительная речь отсутствует. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас резко ограничен, в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова.
2. Второй уровень. Появляются начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма. В речи детей появляются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества.
3. Третий уровень. Появляется развёрнутая фразовая речь с недоразвитием её звуковой и смысловой сторон. Понимание обращённой речи приближается к низкой возрастной норме. Однако дети не понимают некоторые категории рода, числа, падежа существительных, прилагательных, глаголов.
4. Четвёртый уровень. Остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.
Для точной диагностики и подбора индивидуальной коррекции необходимо обратиться к логопеду.
Важно раннее выявление и вмешательство — своевременная помощь может существенно улучшить коммуникативные навыки ребёнка.


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами восприятия и недоразвитием фонематического слуха. При этом физиологический слух у детей с ФФНР в норме. 
Симптомы нарушения:
· неправильное произношение близких по акустическому признаку звуков: звонких и глухих (в-ф, д-т, б-п), мягких и твёрдых (к-кь, г-гь), шипящих и свистящих (ш-с, ж-з);
· трудности с выделением заданного звука из ряда звуков;
· сложности с повторением цепочек слогов (па-ба, па-ба-па, та-да, та-да-да);
· неспособность определить наличие звука в слоге или слове;
· затруднение в произношении слов со стечением согласных: клубника, термометр, двери и другие.
ФФНР может быть вызвано разными причинами, среди которых патологии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические сбои, травмы головного мозга в младенчестве, вирусные заболевания, сильные переживания и стрессы, неблагополучная обстановка в семье.
Если не уделить внимание коррекции ФФНР, состояние может усугубляться, вызывая трудности в обучении и общении со сверстниками. Также это нарушение является фактором риска развития дисграфии и дислексии в школьном возрасте. 
Чтобы исправить ФФНР, необходимо обратиться за помощью к специалисту — логопеду. 


Дислалия — это нарушение звукопроизношения, при котором ребёнок неправильно произносит отдельные звуки или группы звуков, заменяет их на другие или полностью пропускает в словах. Это нарушение не связано с проблемами слуха или интеллектуального развития.
Проявления дислалии:
· Искажение звуков. Ребёнок произносит звуки неправильно, заменяя их на похожие, но с изменёнными характеристиками. Например, вместо «р» может звучать более мягкое или хрипящее «л», или вместо «с» произносится шипящее «ш».
· Замена звуков. Дети с расстройством часто заменяют сложные для них звуки на более простые в произношении. Например, вместо «рыба» они говорят «лыба», а «сок» превращается в «ток».
· Пропуск звуков. Некоторые дети избегают трудных звуков вовсе, пропуская их в словах. В результате слова звучат неполно: «кошка» превращается в «о-ка», а «стол» — в «тол».
· Перестановка звуков или слогов. Например, вместо «лампа» может сказать «малпа», вместо «паровоз» — «павороз».
· Монотонная или замедленная речь. У некоторых детей речь может быть замедленной, с затруднённым произношением слов, либо однообразной и монотонной, что связано с нарушением координации речевых навыков.
Работа с дислалией — это комплексный процесс, который требует систематической работы под руководством квалифицированного логопеда. Важно понимать, что самостоятельные попытки родителей справиться с нарушением часто не дают желаемого результата, так как проблема требует профессиональной диагностики и коррекции.


Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной и периферической нервной системой. При дизартрии ребёнку трудно правильно произносить звуки из-за проблем с мышцами, которые отвечают за речь. 
Причины возникновения дизартрии у детей:
· патологии внутриутробного развития (токсикозы, инфекции, гипоксия плода);
· родовые травмы;
· детский церебральный паралич;
· опухоли головного мозга;
· нейроинфекции (менингит, энцефалит);
· черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
Симптомы дизартрии:
· Нарушения артикуляционной моторики. Нарушение тонуса артикуляционных мышц, ограничение подвижности языка, губ, нижней челюсти, нарушение координации артикуляционных движений.
· Нарушения звукопроизношения. Искажение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, пропуски звуков. Обычно страдает произношение сложных звуков: [р], [л], [ш], [ж], [ч].
· Нарушения просодики. Нарушения голоса (голос может быть слабым, хриплым, прерывистым), нарушения темпа речи (речь может быть излишне быстрой или, наоборот, замедленной), нарушения ритма речи, нарушения интонации (речь монотонная, невыразительная).
· Нарушения речевого дыхания. У детей с дизартрией часто наблюдается поверхностное, прерывистое дыхание. Ребёнок может начинать говорить на вдохе, что приводит к захлебыванию в речи.
· Сопутствующие неречевые нарушения. Нарушения общей моторики (неловкость движений, нарушение координации), нарушения мелкой моторики рук (трудности с застёгиванием пуговиц, шнуровать ботинки, не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, рисованием), нарушения мимики (лицо может быть малоподвижным, невыразительным).
· Трудности с ориентировкой в пространстве. Дети могут путать «право» и «лево», «верх» и «низ».
· Проблемы с едой. Обычно дети с дизартрией не любят твёрдую пищу, так как им трудно жевать.
· Нарушения в других сторонах речи. Помимо звукопроизношения, при дизартрии страдают лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, связная речь.
Коррекция дизартрии должна быть комплексной. Невролог назначает приём лекарственных препаратов, физиопроцедуры и курс занятий с логопедом при совместной участии родителей.


Алалия — это речевое нарушение, при котором у ребёнка отсутствует или недоразвиты все компоненты речи: фонетико-фонематический (звуковой), лексико-грамматический (словесный) и связный (предложный).
Симптомы алалии:
· Затруднения в артикуляции. Ребёнок не может правильно произносить отдельные звуки и формировать звукосочетания.
· Отсутствие связной речи. Ребёнок испытывает трудности в формировании последовательных и логически связанных высказываний.
· Грамматические ошибки. Ошибки в образовании предложений, использовании временных форм, артиклей и других грамматических элементов речи.
· Неправильное трактование слов. Ребёнок сталкивается с трудностями в выборе и использовании слов.
· Затруднения в понимании речи. Ребёнок испытывает сложности в восприятии чужой речи, особенно в условиях быстрой беседы или в шумной среде.
· Отклонения в психосоциальном развитии. Отклонения в речи влияют на социальные взаимодействия, создавая трудности в установлении контактов с окружающими.
· Эмоциональные реакции. Из-за затруднений в общении и понимании ребёнок может испытывать чувство изоляции, низкую самооценку, стресс и даже депрессию.
Алалия не связана с дефектами слуха или интеллекта. Ребёнок с алалией может слышать и понимать звуки, проявляет интерес к окружающему миру. Однако он не способен использовать речь как средство общения и познания, что существенно ограничивает его возможности.
Это серьёзное нарушение, которое требует своевременной диагностики и комплексного лечения. Оно приводит к трудностям в обучении, социализации и адаптации детей. 
Коррекцией алалии занимаются специалисты: логопеды, неврологи, нейропсихологи.


Афазия — это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращённую речь.
Симптомы афазии у детей, которые должны насторожить родителей:
· неестественное замедление речи, появление длительных пауз между частями устного повествования или, напротив, резкое ускорение речи и сбивчивость;
· нелогичное или неуместное употребление слов;
· пропуск отдельных слогов и слов в предложении при разговоре;
· изъяснение неполными предложениями с нарушенными интонациями и расстановкой неверных ударений;
· неспособность распознать аллегории, намёки, подтекст;
· сложности с обозначением даже знакомых предметов, когда ребёнок знаком с объектом, но не может вспомнить, как он называется без подсказки со стороны;
· трудности с активным воспроизведением речи (например, когда нужно описать действие, предмет или попросить о чём-то), при этом автоматизированная и непроизвольная речь, навыки чтения и письма полностью сохранены;
· резко участившиеся грамматические и синтаксические ошибки в устной речи;
· непонимание ребёнком обращённых к нему слов.
Причины афазии у детей могут быть разными, например:
· черепно-мозговые травмы, включая сотрясения;
· онкологические процессы в головном мозге;
· заболевания инфекционного характера, поражающие структуры головного мозга (менингит, энцефалит);
· оперативные вмешательства, затронувшие головной мозг;
· интоксикации ядовитыми химическими соединениями и природными токсинами;
· различные нарушения мозгового кровообращения.
Восстановительное лечение афазии требует тщательных и продолжительных занятий с логопедом.


Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, при котором ребёнок испытывает трудности с письмом, правописанием, почерком, связью между формой букв и звуками, которые они обозначают. 
Признаки дисграфии у ребёнка:
· сложность при запоминании написания букв, замена букв при письме (например, «ш-щ», «м-л», «и-ш», «д-т», «б-п», «ж-ш»);
· изменение порядка букв и цифр, слогов или слов, добавление новых букв в слова;
· зеркальное написание букв, слогов и цифр;
· слитное написание предлогов и слов в предложениях, при этом приставки могут быть написаны раздельно;
· корявый, неаккуратный почерк, часто бывает смещение строк при письме;
· большое количество повторяющихся однотипных ошибок;
· медленный темп письма;
· при проверке письменной работы ребёнок не замечает и не находит свои ошибки.
Главная задача родителей — как можно раньше выявить возможные трудности у ребёнка, желательно ещё до поступления в школу, и обратиться к логопеду, нейропсихологу, которые помогут устранить или минимизировать проявления расстройств. 


Дислексия — это расстройство, которое связано с нарушением способности человека правильно читать, писать и понимать то, что написано. Проявляется в виде трудностей с распознаванием букв, слов и звуков, а также с пониманием и запоминанием прочитанного.
Признаки дислексии у ребёнка, на которые могут обратить внимание родители:
· Проблемы с чтением. Ребёнок читает медленно и неуверенно, часто пропускает слова, переставляет буквы или заменяет их на другие.
· Трудности с написанием. Появляются проблемы с написанием слов, путаются буквы и цифры, совершаются ошибки в орфографии и пунктуации.
· Сложности с восприятием на слух и речью. Возникают трудности с перестановкой звуков, с выражением своих мыслей и идеи, формированием слов. 
· Проблемы с памятью. Информация плохо запоминается, путаются буквы, цвета, цифры.
· Плохая концентрация внимания. При чтении, написании и совершении других действий ребёнку сложно фокусироваться на процессе, он может быть неусидчив, нетерпелив, слабо организован. 
· Отклонения в мелкой моторике. Например, ребёнок не может самостоятельно завязывать шнурки. 
· Трудности с заучиванием стихотворений, ребёнок не проявляет интереса к групповым игровым занятиям и с трудом воспринимает рифму. 
· Плохая ориентация в пространстве. Ребёнок путает право и лево, рискует заблудиться. 
Главной задачей родителей по коррекции дислексии является своевременное обращение за помощью к специалисту логопеду, нейропсихологу и оказание помощи ребёнку на всём этапе проведения коррекционной работы. 


Дизорфография — это сложность в усвоении орфографических знаний, умений и навыков, несмотря на сохранный интеллект и устную речь.
Проявления дизорфографии:
· неверное написание словарных слов, безударных гласных в корне слова, гласных после ш, ж, щ и ц;
· ошибки в написании личных окончаний глаголов, суффиксов;
· неверное написание звонких и глухих согласных;
· сложности при переносе слов.
Также при дизорфографии наблюдается недостаточное развитие других речевых функций:
· трудно подобрать нужное слово;
· сложно определить, сколько слогов в слове, составить слова из данных слогов;
· сложно понять, в чём разница между лексическим и грамматическим значением слова;
· не усваиваются грамматические категории (род, склонение, спряжение и др.);
· сложно определить в слове ударный слог и гласный.
Основная возрастная категория детей, страдающих от дизорфографии — ученики начальной и средней школы, хотя в старших классах это речевое нарушение тоже встречается. 
Важно своевременно заметить нарушение письменной речи у ребёнка и обратиться за помощью логопеда. Чем раньше начата коррекция — тем быстрее и легче для ребёнка она пройдёт, тем эффективнее будет. 


Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека.
Проявления дискалькулии у детей:
· трудности в интерпретации чисел и математических символов, в установлении связи между звуковым и графическим обозначением;
· затруднения в выполнении базовых арифметических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и деление;
· проблемы в определении порядка чисел;
· нарушение пространственного ориентирования, определения размеров предметов;
· сложность в понимании и решении текстовых задач, неумение представлять информацию в виде схем и таблиц, составлять краткую запись;
· проблемы с определением времени и дат;
· ошибки при написании: неверное написание цифр, зеркальное письмо, замена цифр схожих по написанию «3» и «8», «9» и «6», трудности при списывании с доски.
При появлении первых проблем с освоением математики следует проконсультироваться с логопедом, психологом, неврологом.


Заикание — это нарушение ритма, темпа и плавности речи. Оно проявляется в частом повторении отдельных звуков или слогов, а иногда и целых слов. В некоторых случаях ребёнок не повторяет звуки, слоги или слова, а удлиняет их. Также заикание может выражаться частыми остановками речи, её «нерешительностью».
Симптомы заикания у детей:
· при произнесении фраз ребёнок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
· запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
· перед фразой произносит дополнительные звуки («и», «а», «э»);
· отказывается говорить, резко замолкает;
· становится замкнутым.
Заикание может возникать по разным причинам, среди которых: патологии при вынашивании плода, проблемы во время родового периода, генетическая предрасположенность, индивидуальные особенности личности. 
Родителям важно понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, и чем раньше обратиться к врачу, тем менее серьёзными и опасными будут последствия патологии. Если дефект не устранить, он может стать причиной затруднений в общении со сверстниками, задержки развития, проблем при устройстве на работу во взрослом возрасте и других.
Рекомендации для родителей детей с заиканием:
· Обеспечить режим дня. Периоды эмоционального напряжения нужно чередовать с периодами полноценного отдыха.
· Следить за сном и питанием. При нарушениях сна и/или резком снижении аппетита ребёнку с заиканием может понадобиться медицинская помощь.
· Разговаривать с ребёнком простыми предложениями, задавать вопросы, предполагающие односложные ответы, общаться спокойно и неторопливо.
· Не критиковать, а хвалить ребёнка. С такой помощью взрослый развивает в нём уверенность в себе.
· Создать благоприятную обстановку в семье, исключить ссоры и конфликты.
· Обеспечить спокойный досуг, направленный на развитие творческих способностей.
· Обеспечить дозированную физическую нагрузку: плавание, бег, прогулки на свежем воздухе.
· Избегать ситуаций, в которых ребёнок испытывает давление, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции.
Решать проблему заикания необходимо совместными усилиями с логопедом и неврологом.


Брадилалия — это патологически замедленный темп речи, при котором замедлено не только проговаривание слов, но и формирование мыслей. 
Признаки брадилалии:
· Замедленный темп речи — фразы произносятся с длительными паузами, растянуто.
· Монотонность — отсутствует интонационное разнообразие.
· Удлинённые слоги — слова как будто «растекаются».
· Редкие речевые обороты — человек произносит минимум слов в минуту.
· Задержки перед ответом — часто требуется время на формулировку мысли.
· Нормальное произношение звуков — артикуляция не нарушена.
· Пониженная мотивация к разговору — человек говорит мало, неохотно.
  Причины развития брадилалии:
· Органические поражения головного мозга — травмы, последствия инсульта, энцефалит, менингит, опухоли лобных или теменных долей мозга.
· Неврологические заболевания — болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, эпилепсия, хорея Гентингтона, сосудистые энцефалопатии.
· Психические расстройства — депрессивные эпизоды, шизофрения (кататоническая форма), биполярное расстройство (в депрессивной фазе), аутизм (у детей и подростков).
· Идиопатическая или функциональная брадилалия — характерологические особенности (медлительность как черта личности), замкнутость, тревожность, социофобия, реакция на стресс или подавленное состояние.
· Побочные эффекты лекарств — антипсихотики, седативные препараты, некоторые антидепрессанты и противосудорожные средства.
Брадилалия может быть выражена в различной степени: лёгкая степень обычно мало заметна для окружающих, однако при тяжёлой степени расстройства нарушается коммуникативная функция речи. 
При отсутствии коррекции брадилалия со временем может перейти в заикание. Поэтому важно вовремя обратиться за квалифицированной помощью к логопеду. 

Тахилалия — это нарушение темпа и ритма речи, при котором ребёнок произносит около 20–30 звуков в секунду, что превышает нормальный речевой темп приблизительно в 2 раза. При этом фонетические, лексические и грамматические дефекты речи наблюдаются не всегда. 
Симптомы тахилалии:
· слова и слоги «проглатываются», меняются местами;
· нарушение интонации вследствие излишней эмоциональности;
· замена звуков, букв, слогов при чтении и письме;
· всё это делает устную и письменную речь невнятной, слабо понятной для окружающих.
Причины развития тахилалии:
· наследственность; 
· заболевания центральной нервной системы; 
· перенесённые черепно-мозговые травмы и хирургические операции; 
· психические расстройства, например, шизофрения, различные психозы. 
Тахилалия может ухудшить социализацию ребёнка и его способность к обучению. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее ему общаться со сверстниками и педагогами, что может привести к серьёзным нервным расстройствам и даже депрессии. 
При появлении первых признаков тахилалии родителям стоит обратиться к специалистам. Комплексную диагностику расстройства проводят одновременно несколько специалистов — неврологи, логопеды, психиатры. 

На логопедических занятиях по обучению чтению ребенок должен знать и уметь, как произносятся звуки и буквы русского языка, соединять звуки в слоги, слова, освоить технику чтения и формирования любви к чтению

На логопедических занятиях по обучению письму ребенок должен изучить буквы, звуки, основы построения предложений, грамотную письменную и устную речь, развитие способности воспринимать на слух.

На логопедических занятиях по обучению счету ребенок изучает цифры, арифметические знаки, вычисления, формирования аналитического мышления, умения сравнивать и находить закономерности, группировать и вычленять лишнее.

Чему обучается ребенок на логопедических занятиях по развитию речи?
Ребенок учится:
· Употреблять сложные предложения разных видов: при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
· Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
· Определять место звука в слове.
· Подбирать в существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
· Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

Что ребенок должен знать и уметь к поступлению в школу про окружающий мир?
· Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
· Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
· Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов.
· Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
· Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
· Знать своих родственников, домашний адрес.
· Различать некоторые рода войск.
· Знать некоторые правила дорожного движения.
· Знать название родного города, страны.
· Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
· Знать два-три вида травянистых растений, четыре-пять видов зимующих птиц.
· Иметь представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот; о растениях и способах их вегетативного размножения; о зимующих птицах; о домашних и диких животных; о мужской, женской, детской одежде, обуви; о помощи человека природе.

Обучение грамоте является обязательным элементом к обучению детей родному языку, когда на занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи, словарного запаса. Во время занятий дети учатся выделять звуки в словах, делать звуко-буквенный анализ, что помогает им развивать фонематический слух и мышление.